
Двигатель серии-236 первый из V-образных силовых агрегатов моторного завода г. Ярославля, до него моторный завод выпускал только рядные моторы: четырехцилиндровый ЯАЗ-204 и шестицилиндровый ЯАЗ-206.
Так как компоновка нового двигателя была признана более удачной, то выпуск рядных моделей старого образца был прекращен в восьмидесятых годах прошлого столетия. Все оставшиеся V-образные ярославские дизели, это лишь развитие конструктивных разработок, заложенных при проектировании двигателя серии 236.
Все шестицилиндровые двигатели серий 236, вне зависимости от наличия турбонаддува имеют одинаковый объем – 11,15 л и размерность DxS 130 на 140 мм, угол развала 90°.
Технические характеристики двигателей семейства 236 различаются достаточно сильно.
Двигатель серии 236 с экологическими показателями Евро-0, является атмосферным мотором и самым скромным в мощностном диапазоне силовых агрегатов. Максимальную мощность из атмосферных двигателей серии 236 имеет модификация 236А — 195 л.с., а минимальную — дефорсированный 236Г — 150 л.с.
Сфера применения двигателей серии 236 в атмосферном исполнении обширна, они используются:
- модификации 236М2 как силовой агрегат для автотранспортной техники, передвигающейся как по дорогам общего пользования, так и во внедорожном исполнении (с обеспечением бродо-проходимости до 1,4 метра глубины), как промышленные моторы для привода насосных установок и компрессорных станций, в дизельных электростанциях, как судовой дизель;
- модификации 236Г как двигатель для дорожной и экскаваторной техники;
- модификации 236Д как тракторный дизель;
- модификации 236ДК как комбайновый мотор.
Для дальнейшего развития двигателей серии 236 было решено применить турбонаддув. Эти дизели, в отличии от базового атмосферного мотора, уже соответствовали экологическим требованиям Евро-1. При кажущейся простоте применения турбокомпрессора, для повышения мощности, это повлекло за собой целый комплекс мероприятий по изменению конструкции дизеля и повышения качества деталей. Улучшенные критерии качества затронули в первую очередь следующие запчасти: коленчатый вал, блок цилиндров и цилиндро-поршневую группу.
Наилучшие мощностные данные в семействе 236 турбо Евро-1 имеют двигатели с маркировкой 236БЕ, они выдают 250 л.с. и применяются на автомобильной технике. Средние позиции в этой группе имеют автобусные и автомобильные моторы 236НЕ, комбайновые 236БК, а так же предназначенные для тракторной техники 236Н, 236Б и 236НД. Наименьшее значение по мощности у дефорсированного 236НБ — всего 165 л.с.
Для достижения экологических показателей Евро-2 потребовалась дальнейшая модернизация. В дополнение к турбонаддуву дизель 236 получил охладитель наддувочного воздуха, который устанавливается непосредственно на изделии, в котором применяется силовой агрегат. Так же потребовалось увеличить энергию впрыска в камеру сгорания, для чего спроектирована топливная аппаратура нового типа. Блок цилиндров дополнен жидкостно-масляным теплообменником и водяным насосом повышенной производительности, цилиндро-поршневая группа с эффективной системой охлаждения, включение привода крыльчатки вентилятора обеспечивает специальная муфта.
В настоящее время ярославские двигатели серии 236 на автомобильные заводы не поставляются из-за ужесточения требований по экологическим параметрам, используются как запасная часть, а так же в местах, где не такие жесткие ограничения — к примеру при производстве дорожной техники или дизельных электростанций.