Даже современный подросток с легкостью может распознать работающий дизельный двигатель, поскольку такой мотор более шумный, а также почти всегда из выхлопной трубы автомобиля идёт характерный дым. Однако даже не каждый взрослый сможет объяснить причины стука, или повышенной шумности, или дымления дизеля. А вот специалистам по капитальному ремонту двигателей ЯМЗ и ТМЗ понятно: чтобы правильно диагностировать неисправность, необходимо понимание принципа работы мотора.
По своей конструкции дизеля очень похожи на бензиновые движки, практически так же они работают по двухтактному либо четырехтактному циклу. На практике, в грузовых и легковых автомобилях чаще используются четырёхтактные моторы, работающие как на бензине, так и на дизтопливе. А вот применяемость двухтактных движков сильно различается: если бензиновые в основном применяют на маленьких, лёгких агрегатах (типа мопедов, бензопил, небольших лодочных моторов), дизельные, напротив, используются на низкооборотных, очень больших агрегатах (типа судовых двигателей).
В чем же заключается разница в принципах работы моторов на бензине и солярке?
Главное различие — это способ подачи воздушно-топливной смеси внутрь цилиндра, а также способ дальнейшего её воспламенения. В бензиновых двигателях всасываемый воздух смешивается с топливом ещё до проникновения в цилиндр, а образующаяся смесь зажигается в нужный момент с помощью искры от свечи зажигания.
В дизельном же моторе воздух и топливо подаются в цилиндр отдельно. Сначала внутри цилиндра подвергается сжатию воздух. Именно высокая степень сжатия в дизеле (порядка 20:1) вынуждает воздух нагреваться до высоких температур, не менее 700 градусов Цельсия. Это простая физика, к примеру, каждый велосипедист знает, насколько нагревается велосипедный насос во время интенсивного накачивания шин.
Идём дальше. При достижении поршнем так называемой «верхней мертвой точки» в конце такта сжатия, в камеру сгорания как раз и впрыскивается дизельное топливо. Причем, распылённое до мельчайших частиц и под очень высоким давлением. Оно перемешивается с очень горячим воздухом и смесь самовоспламеняется.
А дальше снова принцип работы бензинового и дизельного моторов становится похожим: в результате сгорания топливно-воздушной смеси выделяется энергия, двигающая поршень вниз, осуществляя рабочий ход.