Электрооборудование является центральной системой трактора МТЗ, что в свою очередь приводит к тому, что ремонт и обслуживание этой системы должны происходить на максимально высоком уровне. Тем не менее, это не так просто. Часто специалисты недостаточно квалифицированы или имеют недостаточно опыта, что ведет к выходу оборудования из строя без возможности его восстановить.
Если вы решили собственноручно заняться ремонтом своего МТЗ, помните, что перед тем, как приступить к работе, необходимо тщательно изучить инструкцию по эксплуатации и обратиться за помощью в непонятных вопросах к мастеру. Необходимо не забывать и о том, что все основные поломки происходят по причинам неполадок с контактами. Это могут быть замыкания (на что укажет сгоревший предохранитель), отсутствие контакта из-за перебоя, чрезмерное нагревание контактов или попросту выход из строя контактов переключателей.
Диагностирование необходимо проводить, используя контрольную лампу (не менее 20 Вт) или тестер, это ускорит процесс поиска неисправности. Также нельзя забывать о построении логических цепочек, дабы не искать поломку там, где её даже не может быть. Если диагностика на месте невозможна, то обратитесь в специализированную компанию по ремонту стартеров и генераторов, например АГС.
Рассмотрим наиболее распространенные поломки электрооборудования и способы их решения.
1. Отсутствие напряжения в бортовой электросети
Для выявления проблемы необходимо начать с проверки целостности контактов в месте подключения к АКБ и проверить напряжение в случае исправности. Далее необходимо перейти к проверке предохранителя, находящегося в двигателе, который расположен под капотом трактора — предохранитель F1. Если это не установило неполадку, нужно полностью проверить контакты, которые идут от АКБ до предохранителя.
2. Отсутствует зарядка из-за подключения дизеля
Начать здесь необходимо с состояния ремня привода генератора и проверки достаточного его крепления (а также регулировки натяжения). Далее — проверить всё тот же предохранитель F1, и только потом обратиться к проверке напряжения в генераторе. Последнее действие необходимо выполнять при помощи указателя напряжения. Полученное значение не должно превышать 14 или 15В в положениях «лето» и «зима» соответственно, а также не быть ниже 13 и 14 В. Последними рекомендуется проверить провода в цепи, которая ведет от генератора к предохранителю (диагностику проводить при работающих фарах и номинальных оборотах дизеля).
3. Батарея не может достигнуть полной зарядки
Проблема может быть в значении доступного напряжения (переключить устройство после сезонного регулирования в зимний режим или поставить ИРН), в техническом состоянии АКБ и в слабом контакте или процессе окисления в них (повышается сопротивление).
4. Стартер не может развить высокую скорость
Причиной могут стать 2 фактора: ослабление крепления или окисление клемм. Перед тем, как начать, необходимо проверить степень заряда батарей. Если причина не в этом, можно перейти к поиску по первым двум факторам. Это может встречаться: непосредственно на батареях, на переключателе «массы» и проявляться во время включения «массы».
5. Дизель не вращается стартером после его срабатывания. Лампа на щитке приборов не дает никаких сбоев или слегка тухнет.
Вся проблема заключается в узле стартера. Необходимо проверить контакты тягового руле или состояние щеточно-колекторного узла механизма.
Помимо прочих причин поломок необходимо не забывать и про базовую — наступление зимы. Многие владельцы тракторов по каким-то причинам забывают о ряде простых правил:
- перед включением дизельного топлива транспорт необходимо прогреть;
- после запуска дизеля стартер не должен работать дольше 15 секунд, далее необходимо делать перерыв в минуту и больше;
- нельзя допустить, чтобы использование дизельного топлива включилось через перемыкание клемм тягового руле.